Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире благодаря своей мобильности и удобности большую популярность среди людей все больше получают средства индивидуальной мобильности. Самокаты компактны, легки и маневренны, что позволяет легко перемещаться по городу, особенно в условиях плотного трафика. В больших городах самокаты могут значительно сократить время на поездки, особенно на коротких расстояниях. Статистика демонстрирует рост количества поездок на самокатах. Например, в России по итогам 2022 г. число поездок на самокатах составило 103,5 млн . В 2023 г. этот показатель увеличился в два раза и составил 208 млн. поездок. При этом число ДТП с участием самокатов также резко возросло. Однако законодательное регулирование, связанное с управлением и использованием электросамокатов до сих пор нуждается в совершенствовании. Ввиду этой проблемы затрудняется задача по привлечению нарушителей к ответственности за совершенное им правонарушение.
Однако помимо несовершенного законодательства в этой области, можно выделить ряд других причин, затрудняющих привлечение самокатчиков к административной ответственности. Во-первых, это отсутствие явных идентификационных знаков из-за чего правоохранительным органам сложно установить личность нарушителя. В отличие от автомобилей, у самокатов нет номеров, что делает их владельцев более анонимными. Во-вторых, самокаты обычно используются для коротких поездок, и нарушители могут быстро покинуть место происшествия, что затрудняет задержание и составление протокола. В-третьих, в некоторых местах нет достаточного контроля и мониторинга для выявления нарушений. Например, нет камер или патрулей, которые могли бы фиксировать нарушения правил. В-четвертых, в некоторых случаях общественное мнение может поддерживать самокатчиков, считая, что их действия не представляют опасности, что может влиять на желание правоохранительных органов привлекать к ответственности. Однако, судя по социальным опросам, большинство россиян видит угрозу окружающим со стороны самокатов на тротуарах и дорогах. К примеру, «ФедералПресс» провёл опрос среди своих читателей, чтобы выяснить их мнение по этому вопросу. Большинство опрошенных (16%) подчеркнули, что использование электросамокатов на тротуарах и дорогах опасно для окружающих, потому их следует запретить. 15% респондентов отметили, что самокаты запрещать не стоит, но для них нужно создать инфраструктуру в городах. Среди опрошенных оказалось и 12% респондентов, посчитавших, что самокаты можно использовать только для прогулок в парках. Наконец только 14% опрошенных заявили, что им самокатчики не мешают вовсе .
Увеличилось движение самокатов как по тротуарам, так и по проезжей части, что представляет собой определенные риски и опасности как для пользователей, так и для окружающих. Электросамокаты могут участвовать в ДТП с автомобилями, велосипедами или пешеходами, особенно если они используются на оживленных улицах. С 2020 по 2024 годы количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в 22 раза. При этом ГИБДД учитывает только происшествия, в которых есть пострадавшие. Так, в 2019 году было зарегистрировано 142 аварии, в 2022 — 941, в 2023 — уже 3100. Число раненых тоже увеличилось в 22 раза, с 147 до 3177 человек, число погибших — в шесть раз, с 7 до 43 . Таким образом, за последние годы число инцидентов, связанных с такими транспортными средствами, выросло в геометрической прогрессии, поскольку прокатные компании расширили свои автопарки во всех крупных городах страны. Недостаток надлежащего правового регулирования существенно усложняет процесс оформления дорожно-транспортных происшествий, определение виновной стороны и компенсацию ущерба.
Долгое время в перечне транспортных средств в российском законодательстве не фигурировало понятие электросамокат. По сути, тот кто управлял самокатом приравнивали к пешеходу. Электросамокат мог классифицироваться как транспортное средство лишь в том случае, если он был оснащен двигателем внутреннего сгорания объемом свыше 50 см³ или электродвигателем мощностью более 4 кВт, а его конструкция предусматривала скорость свыше 50 км/ч. В случае нарушения правил дорожного движения водителем такого самоката, его могли привлечь к административной ответственности, например, за управление в состоянии алкогольного опьянения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. В Москве с начала сезона оштрафовали уже более 15 тысяч самокатчиков. – Режим доступа. URL:https://ria.ru/20240428/shtrafy-1942934676.html (дата обращения: 30.09.2024).
2. В России число поездок на прокатных электросамокатах в 2023 году выросло вдвое. – Режим доступа. URL: https://tass.ru/ekonomika/19298425 (дата обращения: 28.09.2024).
3. Дмитренок В.И., Зорин А.В. Ответственность для водителей средств индивидуальной мобильности: правовые проблемы и пути их решения // Безопасность личности, общества и государства: теоретико -правовые аспекты. СПб., 2024. 1764 с.
4. Жукова Н.А., Сычев Н.П. К вопросу о правовом регулировании отношений, связанных с использованием электросамокатов // The Scientific Heritage. 2021. № 3. С. 57-59.
5. Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта // NB. Административное право и практика администрирования. 2019. № 5. С. 27-33.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. – Режим доступа. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/20eb60eb2fdfdf7b25ec84d4986aca7dc4f8424c/ (дата обращения: 1.10. 2024).
7. Макаренко В. В России запустили Telegram-бота для фиксации нарушений электросамокатчиков. – Режим доступа. URL: https://4pda.to/2024/06/13/428940/v_rossii_zapustili_telegram_bota_dlya_fiksatsii_narushenij_elektrosamokatchikov/ (дата обращения: 2.10.2024).
8. Официальный сайт ПДД. – Режим доступа. URL: https://www.pdd24.com/ (дата обращения: 30.09.2024).
9. Первый европейский город полностью запретил электросамокаты. – Режим доступа. URL: https://ria.ru/20230827/samokat-1892517490.html (дата обращения: 2.10.2024).
10. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения". – Режим доступа. URL:https://ivo.garant.ru/#/document/1305770/paragraph/368300:0 (дата обращения: 29.09.2024).
11. Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». – Режим доступа. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428386/ (дата обращения: 30.09.2024).
12. Савичева Ю. Исследование: как россияне относятся к самокатам в городе. – Режим доступа. URL:https://rusradio.ru/news/lyudyam-o-lyudyah/issledovanie-kak-rossiiane-otnosiatsia-k-samokatam-v-gorode (дата обращения: 29.09.2024).
13. Сколько россиян погибает в ДТП с электросамокатами. И кто чаще попадает в аварии. – Режим доступа. URL:https://journal.tinkoff.ru/samokat-stat/ (дата обращения: 29.09.2024).
14. Сбившей ребенка на электросамокате в Москве и скрывшейся с места ЧП женщине грозит штраф. – Режим доступа. URL: https://tass.ru/proisshestviya/20781199 (дата обращения: 1.10.2024).
15. 86% респондентов высказались за увеличение штрафов для самокатчиков за пьяную езду. – Режим доступа. URL: https://www.garant.ru/ia/research/1717536/ (дата обращения: 1.10.2024).
16. Harper R. E-scooters to be banned on footpaths in Singapore due to safety concerns. – Режим доступа. URL:https://www.intelligenttransport.com/transport-news/91884/e-scooters-to-be-banned-on-footpaths-in-singapore-due-to-safety-concerns/ (дата обращения: 30.09.2024).
17. U.S. Electric Scooter Laws in 2022. – Режим доступа. URL: https://www.kaabousa.com/blogs/blog/u-s-electric-scooter-laws-in-2022#:~:text=In%20the%20United%20States%2C%20there,do%2010%2D15%20mph%20(16%2D24%20kph) (дата обращения: 30.09.2024).